Профориентация


Летние кинолагеря растут как грибы после дождя. Снимают кино в каждом втором детском лагере. Зачем это нужно? И какой лагерь выбрать?

6 аргументов в пользу того, чтобы съездить в такой лагерь. Из личного опыта работы на киносменах в разных лагерях.

 

Профориентация

 

Мальчик в роли кинооператора. Фото — фотобанк Лори

 

 

Хороший кинолагерь – это микромодель кинематографа, в которой всё «по-настоящему». Параллельно с получением необходимых теоретических основ, ребята проходят все этапы создания фильма на практике. Такая игровая форма, в которой всё выглядит и функционирует, как в настоящем кино, позволяет участникам киносмены попробовать свои силы в разных кинопрофессиях, осознать свои склонности, поверить в свои силы и проверить способности. Можно мечтать о профессии актёра, а можно проявить себя на съёмочной площадке. И тогда станет ясно – надо ли продолжать или стоит попробовать себя в чём-то ином. Часть детей воодушевляется ещё больше, другие – разочаровываются в своём выборе. Оба варианта полезны.


 

 

История 1

Пятнадцатилетний Фёдор мечтал о профессии режиссёра. В кинолагере он живо взялся за проект, но было жарко, съёмки давались ему мучительно долго, он никак не мог построить кадр, обижался на всех. В какой-то момент попросил помочь оператора, а сам стал за камеру. К концу проекта режиссёром он остался только в титрах, фактически всю работу сделал оператор. Но Фёдор не пожалел об опыте, решив, что кинорежиссура – это не его будущее.

 

 

Командный тренинг

Даже короткометражный фильм в отличие от картины или литературного произведения невозможно сделать одному. Магия кино создаётся усилиями десятков человек, которые объединяются для осуществления кинопроекта. В лагере детям приходится сотрудничать для слаженной работы, помогать друг другу, спорить, но не ссориться, убеждать, но не требовать.

 

 

История 2

Алина почти расплакалась, когда из её команды на третий день остались только двое – она и оператор. Чтобы увлечь ребят своим фильмом, она ходила по корпусам и рассказывала о своей картине. К вечеру она потратила все деньги на печеньки, накормила новую команду и в итоге они вместе сняли хорошее кино.

 

История 3

Дима придумал историю и сгоряча пообещал знакомой девушке, что она снимется в главной роли. Но режиссёр не утвердил на роль подругу сценариста. Дима, посмотрев пробы, согласился с режиссёром и, преодолев себя, честно сказал об этом своей знакомой. Скандала избежать не удалось, но спустя время эта девушка с удовольствием подбирала костюмы для актёров фильма, сценарий к которому сочинил Дима.

 

 

Ответственность

 

В команде каждый отвечает за свою часть работы и, если ты что-то не сделал, весь процесс рушится как карточный домик. Не смог – подвёл всю группу.

 

 

История 4

Лёня попросил продюсера Оксану помочь найти форму полицейского для съёмок. Девушка сказала, что договорилась с охранниками лагеря и перед съёмками возьмет у них. Лёня уже отрепетировал сцену, готов снимать, но нет ни формы, ни продюсера. Он звонит Оксане, а она небрежно отвечает, что форму взять не получилось. Лёня съёмку отменил и с продюсером расстался. То, что невозможно сделать в большом кино, иногда можно сделать в малом. 

 

 

Творчество и терапия

Создание фильма – творческий процесс, и он не останавливается ни одном этапе. Новые идеи рождаются в любой момент – как при создании сценария, так и на съёмочной площадке. А потом и при монтаже. Все дети по своей природе творцы и искатели. И в этом кинопроцессе, где совмещено и то, и другое, дети чувствуют себя очень комфортно. Придумывают и ищут пути осуществления. Много обсуждают и воплощают. Проговаривают любые темы и находят в кинотворчестве выход внутреннему напряжению и скрытым переживаниям.

 

 

История 5

На занятие по сценарному мастерству пришла новая девочка, села в уголочке и тихо так говорит: «Хочу написать сценарий». Ладно, говорю, рассказывай свою историю, а мы послушаем. «У одной девочки умер папа. Она его очень любила и после этого совсем закрылась, и перестала выходить из дома…» Слушай, говорю, а нельзя что-нибудь повеселее? И вдруг вижу слёзы в глазах у ребёнка. «Это» – говорит «история про меня. Папа был хороший…» Беру свои слова обратно и прошу продолжить. «Девочка не хотела жить. И тогда мама ей принесла маленького щенка…» У девочки непроговорённая боль. Надо снимать. А тут включается другая девочка, начинает рассказывать, как от неё ушел папа. И здесь ещё одна боль: «Он, наверное, плохой человек, потому что за 8 лет ни разу не позвонил мне…». И вот написание сценария превращается в психотерапевтический сеанс. Три часа проговорили о потерях, боли, прощении, любви, смирении и выживании.

 

История 6

Дима учился в школе средне, ничем особо не выделялся. В лагерь приехал, потому что «так сказали родители». Решил стать сценаристом в надежде, что напишет «что-нибудь» и от него все отстанут. Придумал свою историю и… загорелся ею – все съёмки активно помогал группе, а когда заболел режиссёр, то сам стал режиссёром.

 

 

Киночувствительность

Дети в лагере не только снимают фильмы, но и смотрят другие картины и их обсуждают. Таким образом вырабатывается способность воспринимать глубину фильма, характеры персонажей, осмысленно смотреть и оценивать авторский замысел. Всё это позволяет юным участником киносмены познавать кино, а через кино и самих себя.

 

История 7

В лагере мы вместе с детьми смотрим много короткометражных фильмов, так остается больше времени на обсуждение. Как-то раз после просмотра фильма «Мама» Ильи Казанкова, 10-летняя Алина говорит: «А вы знаете, в фильме семь разных мам, а не одна…» Начали считать, перешли на разговор «про мам». А когда все разошлись, Алина осталась и доверительно так говорит: «Спасибо! Я теперь буду чаще звонить маме».

 

 

Результат

Обычно киносмена заканчивается просмотром снятых фильмов. Поскольку каждый участник кинолагеря активно вовлечён в процесс – придумывает, снимает, помогает, монтирует, то, естественно, он хочет увидеть результат своей работы. Премьера фильма, снятого на киносмене – это буря эмоций, радость от свершившегося чуда и огорчение от того, что что-то не успели, не смогли или не получилось, это признание успехов и надежды на следующий фильм, который обязательно будет лучше.

 

Поскольку я работала в разных кинолагерях, то хочу обратить внимание родителей на то, что кинопроцесс в них организован по-разному. Например, в одних лагерях работают в основном с теми, кто впервые начинает снимать кино и поэтому взрослые являются не только педагогами, но и соавторами фильмов, направляя и сопровождая детей на всех этапах его создания. Такой лагерь обычно ориентирован на детей 7 – 15 лет. В других лагерях упор сделан на тех участников смены, которые уже пробовали снимать свои фильмы, поэтому дети после прохождения обучения и мастер-классов снимают кино самостоятельно – без участия взрослых. В такой лагерь обычно берут детей старше 12 лет. Но в любом случае оба лагеря дают знания и умения, которые пригодятся каждому.

 

Летние каникулы – лучшее время не только для отдыха, но и для кинотворчества. Можно успеть сделать то, на что в течение учебного года порой просто не хватает времени.

 

 

В качестве примера хочу показать несколько фильмов из разных лагерей.

 

Лагерь «Орленок»

Фильм «Приказ» сделан совместно взрослыми и детьми

 

 

 

Фильм «Мигрантка» снят детьми без помощи взрослых

 

 

 

 

Лагерь «Смена»

Оба фильма сняты детьми самостоятельно.

Фильм ««Папа, ты мой герой!» 

 

 

Фильм «Любовь моя вечна»

 

 

 

 

Лагерь «Артек»

Фильм «Приведение» сделан совместно взрослыми и детьми

https://www.youtube.com/watch?v=cTN6BMajVrk

 

Фильм «Вожатый сквозь время» снят детьми без помощи взрослых.

 

 

 

Лагерь «Нива»

Оба фильма сняты совместно взрослыми и детьми.

Фильм «Я верю в тебя» 

 

 

 

Фильм «Фруктошина времени» 

 

 

Источник: materinstvo.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *